Храм Гарни — это одинокий страж эллинизма, застывший в суровых горах Армении. Его строгие ионические колонны, устремленные в небо, кажутся одновременно чужеродными и вечными на этом клочке земли. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинистической архитектуры, удивительным образом переживший века.
Храм был возведен в I веке нашей эры армянским царем Трдатом I и посвящен богу солнца Михру. Легенда гласит, что Трдат, получивший образование в Риме, был пленен величием античной архитектуры и пожелал возвести подобное чудо в своей резиденции. Место было выбрано не случайно — неприступная треугольная скала, с трех сторон окруженная глубоким ущельем реки Азат, создавала естественную защиту и возвышала храм над всем окружающим миром.
Архитектура Гарни — это классический периптер, идеально вписанный в математические каноны античной гармонии. Двадцать четыре одиннадцатиметровые колонны из голубого базальта окружают целлу — внутреннее святилище, куда мог входить лишь жрец. Строгий фронтон, некогда украшенный резьбой, смотрит на восход солнца, чтобы первый луч озарял статую Михра внутри. Каждый камень тщательно подогнан без использования раствора, держась лишь за счет точности инженерного расчета и тяжести.
История храма — это история сопротивления. Он устоял, когда в IV веке Армения приняла христианство и языческие святыни повсеместно разрушались. Он пережил века, служа то летней резиденцией армянских царей, то крепостью. Его падение наступило в 1679 году, когда страшное землетрясение обратило величественное строение в груду обломков. Но и это было не концом. В XX веке началась грандиозная работа по анастилозу — методу научной реконструкции, когда здание собирают из оригинальных фрагментов. Как гигантский пазл, храм был вновь возведен из своих же камней, обретя вторую жизнь.
Сегодня Гарни — это больше чем руины. Это место силы, где физически ощущается дыхание времени. С его площадки открывается вид на геометрическое совершенство ущелья, знаменитого своими симметричными базальтовыми столбами, которые сами по себе кажутся творением великанов. Рядом с храмом сохранились остатки царской крепости, римские бани с уникальной mosaic на полу, изображающей океанских божеств, и древняя обсерватория.
Приезжают сюда в любое время года. Летом храм, купается в золотом свете, выглядит торжественно и величественно. Зимой, припорошенный снегом и окутанный туманом ущелья, он становится загадочным и суровым. Сюда приезжают, чтобы прикоснуться к эпохе, когда боги были иными, а искусство и знание служили мостом между человеком и космосом. Гарни — это молчаливый свидетель смены эпох и религий, каменный мост из языческого прошлого в христианское настоящее Армении.